Tools

всё о медицине

You are here: Главная » Общие сведения о здоровье » Исследование » Предмет, структура и функции современной философии

Предмет, структура и функции современной философии

Предмет, структура и функции современной философии

С позиций современной философии объектом философского знания является все многообразие бытия, весь мир как многоуровневая система, характеризующаяся сложностью, неопределенностью, нелинейностью, динамичностью. Содержание современного философского знания отражает расширяющиеся возможности управления многими природными и социальными процессами, а также состояние общества, положение человека в нем, глобальные проблемы цивилизации, современные проблемы естествознания, медицины и другие проблемы. Предметом философии является всеобщее в системе «мир — человек». В центре внимания философии находится человек, и в этом заключается ее человеческое измерение. Понимание мира в философии связывается с включенностью в него человека, как сознательно-деятельного фактора. Современная философия рассматривает человека как сознательного соучастника мировой эволюции, делает его ответственным за результаты своей деятельности, выдвигает на первый план профессиональные, нравственные, духовные качества личности. Взаимоотношения между сторонами системы «мир — человек» включают четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический. К главным граням предмета философии относятся проблемы: — всеобщее в онтологических отношениях материи и сознания, всеобщее в отношениях материи с основными формами ее существования — движением, пространством, временем; — всеобщие проблемы познавательных субъектно-объектных отношений^ к которым относятся сущность отражения, соотношение чувственного и рационального, эмпирического и теоретического в познании, проблемы истины и ее критериев и другие; — аксиологические проблемы субъектно-объектных отношений, к которым относится система ценностей человека. Ценности, как компоненты культуры, реализуются в эстетических, нравственных, религиозных воззрениях человека и, в конечном итоге, в его деятельности; — духовно-практические субъектно-объектные отношения.

В результате такого подхода к предмету философского знания философию можно определить как науку о всеобщих характеристиках мира, месте человека в мире, его способностях познавать мир и воздействовать на него. Философия - это система взглядов на мир в целом и место в нем человека. Человеческий мир весьма многообразен, он представляет собой целостную систему, и его системообразующим фактором являются предельные основания исторически определенной культуры, отражающие и задающие целостный, обобщенный образ мира. Философию можно определить как предельное основание культуры. В принципах, законах, категориях философии сконцентрирован исторический опыт, в системе мировоззренческих универсалий человек определяет, оценивает и переживает мир. В философии рассматривают два блока универсалий: категории, отражающие наиболее общие, атрибутивные характеристики объектов (пространство, время, движение, количество, качество, случайность, необходимость и т. д.) и категории, осмысливающие человека как субъекта деятельности, систему его отношений в обществе (человек, общество, сознание, добро, вера, долг, свобода и т. д.). Принципиальной основой проблем философского знания является основной вопрос философии.

Многие философы не рассматривают эту проблему или формулируют свое видение основного вопроса философии. Однако за решение какой бы проблемы ни брался философ, он обязательно натолкнется на вопрос об отношении мышления к бытию и должен будет выбрать для себя позицию, которая определит его философию как материалистическую или идеалистическую. Смысл основного вопроса философии в его классической формулировке заключается в ответе на вопросы: что первично (дух или материя)? и познаваем ли мир? В зависимости от того, как философы понимали данное положение, что принимали за исходное, они составили два направления. Позиция, согласно которой мир объясняется, исходя из духа, получила название идеализма. Философы, которые признавали первичной материальную субстанцию, примыкали к различным видам материализма.

Другой стороной основного вопроса философии является вопрос о познаваемости мира. Те, кто считает, что мир непознаваем, называются агностиками (от греч. gnosis — знание, а — отрицание). От пути решения основного вопроса зависит трактовка и решение многих философских и медико-философских проблем, например, происхождения и сущности сознания, смерти и бессмертия, решения вопросов философской антропологии, проблем общественного бытия, развития цивилизаций, проблем истины, логики научного познания и других. Однако в различных философских учениях в качестве основного вопроса ставились проблемы долга, счастья, свободы, смысла человеческой жизни. Эти важные и конкретные философские проблемы находятся в одном ряду с другими вопросами философии, составляющими ее содержание. Они могут определять смысл отдельных философских учений, школ... Но проблема отношения мышления к бытию, духа к природе, вопросы тождества бытия и мышления, материи как реальности первичной и объективной, так или иначе присутствуют в любом философском течении, направлении, так же как в них присутствуют вопросы, поставленные И. Кантом (1724—1804) в его трактате «Логика». Эеликий философ считал, что сферу философии во всемирно-гражданском ее значении можно подвести под следующие вопросы: Что я могу знать? Что я дрлжен делать?

На что я смею надеяться? Что такое человек? В этих вопросах отражены познавательные, праксеологические отношения системы «мир — человек». Основными чертами философских проблем является их всеобщность, предельность, вечность, научность. Всеобщность проблем философии заключается в том, что они охватывают мир, жизнь человека, его отношения к миру. Предельными являются философские системы принципор и категорий в силу того, что они являются основанием любого вида деятельности. Проблемы философии вечны, ибо они всегда сохраняют свое значение.

Они решаются в процессе развития общества, науки, философии в той степени, в какой это возможно в данных конкретно-исторических условиях. Поэтому у философии всегда есть будущее, ибо мышление непрерывно, опирается на традиции, и каждый человек вновь и вновь ищет ответ на вопросы, поставленные в прошлые века. Что касается научности философии, то вся история философии свидетельствует о неразрывной связи философии и науки. Многие из философов являлись крупными учеными своего времени: Эпикур, Демокрит, Р. Декарт, Дж. Локк, И. Кант, М. В. Ломоносов, А. Эйнштейн, Н. Винер, К. Э. Циолковский и другие. Философия постоянно получает информацию, имеющуюся в разных областях знания, в том числе и в науках о природе.

На этой основе формируется и совершенствуется философская картина мира, разрабатываются представления о бытии, формах существования материи, о всеобщих принципах и методах научного познания. Философия способствует правильной постановке проблем в науке, осуществляет функции прогнозирования тенденций развития конкретных явлений. Философия может создавать первичные абстрактные модели, общие предположения о природе различных явлений и путях их исследования. Она интегрирует частно-научные знания, ищет точки соприкосновения исходных принципов различных наук и придает наукам характер фундаментальности. Вместе с тем естествознание, биология, медицина сами являются источниками философских проблем.

Философские проблемы естествознания и медицины - это такие проблемы, объяснение которых осуществляется с позиций философской интерпретации, носящей достаточно общий и общезначимый характер. В сферу философских проблем медицины включаются проблемы логики диагностического процесса, динамических, статистических, структурно-функциональных закономерностей, проблемы причинности, нормы и патологии, здоровья и болезни, проблемы современной биоэтики, медицины катастроф и другие. Таким образом, философия не может не являться основанием для теории медицинского знания, а медицинское знание не может не отражать черт философского мышления. Однако философия не может строиться по естественнонаучному образцу. Она имеет свою специфику и меру точности. Ведь философ не довольствуется только онтологической картиной мира, он включает в нее человека. Органическое соединение в философии двух начал — научно-теоретического и практически-духовного — определяет уникальность этой формы сознания. Существуют критерии научности философии, к которым относятся: Объективность: природа и общество должны быть поняты такими, какими они являются в действительности. Рациональность и доказательность.

Предмет, структура и функции современной философии

Философия имеет свои способы доказательности: формально-логические, методологические, естественнонаучные. Системность знания, основанная на проникновении в сущность явлений, в закономерности их существования. Проверяемость знания посредством логики, практики, наблюдения за действительным ходом событий. Таким образом, философия представляет собой вид научного знания, входит в состав научной сферы знания.


Newer news items:
Older news items: